Традиции Ихрама
1 — Омовение.
2 — Использование ароматических средств.
3— Совершение двух ракятов (поклонов).
Вход в Мечеть Аль-Харам:
После того, как паломник нашел место для ночлега в Мекке Аль-Мукарраме и подготовился к посещению мечети Аль-Харам, совершив омовение, он направляется в Мечеть.
Паломник вступает в нее с правой ноги, при этом говоря следующую молитву:
«Во имя Аллаха, да будет благословение и мир
Его Пророку. Ищу спасения в Великом Аллахе, Его
благородном образе и вечной силе от сатаны проклятого. О, Аллах, открой мне врата к Твоему милосердию»
Или может обратиться с другой молитвой:
«О, Бог, Ты есть мир и источник мира. Дай же нам мир и впусти нас в Рай, Дом мира. Ты Благословен и Велик, Обладатель Величия и Благородства».
«О, Всемогущий Аллах, впусти меня через врата Твоего милосердия и всепрощения.»
Всякий раз, когда паломник видит Священную Каабу, он три раза говорит "Ля илаха илла Ллах", что означает «Нет бога, кроме Аллаха» и три раза «Аллаху Акбар», что означает «Аллах Велик», а затем произносит:
"Нет бога, кроме Аллаха. Он один и у Него нет сотоварищей. Он владеет. Он благословляет. Он всемогущ".
"Ищу спасения в Тебе от неверия и бедности, от наказания могилой и узости в груди. Да благословит Аллах нашего Господина Мухаммеда, его семью и сподвижников и возрадуется.
О, Аллах, добавь Своему Дому больше славы, чести,
величия, почтения, высоты и уважения.
О, Аллах, добавь славы, чести, величия, почтения, высоты и уважения всем паломникам, посещающим его".
Намерение совершить Таваф
Затем паломник выражает свое намерение исполнить Таваф, соответственно с желанием совершить единичный, комбинированный или прерванный Хадж.
Таваф
• Таваф состоит из семи проходов по кругу, каждый из которых начинается от Черного Камня. Паломник начинает движение, оставляя его по левую руку. Желательно, чтобы первые три круга паломник прошел в быстром темпе, не причиняя при этом неудобств окружающим. Оставшиеся четыре круга он проходит в нормальном темпе.
• Паломник должен дотронуться до Черного Камня при каждом проходе если сможет. Если это невозможно, он должен, с расстояния указав на него, сказать:
" Во имя Аллаха и Аллах Велик. О, Бог, я свидетельствую, что верю в Тебя и подтверждаю праведность Твоей Книги, верность Твоим Заветам и следование Сунне Твоего Посланника, нашего Господина Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует".
• Проход в быстром темпе при исполнении Тавафа необязателен для женщин, которые выполняют его обычным шагом.
• В конце Тавафа паломник должен исполнить два ракята на месте Макам Ибрагим, либо, если это затруднено, где-либо еще.
Условия Тавафа
• Чтобы Таваф был исполнен правильно, необходимо соблюдать все условия, требуемые для проведения молитвы —чистота от большого и малого «Хадаса», от прочей скверны. Необходимо, чтобы была прикрыт «Аурат».
• Обязательна непрерывность Тавафа: проходы вокруг Каабы не должны прерываться без необходимости.
• Совершающие Таваф не должны причинять неудобства другим паломникам, не толпиться, не толкать друг друга руками, что может уменьшить пользу Тавафа.
Сунна Тавафа
• После исполнения двух ракятов, желательно чтобы паломник испил из источника Замзам, обратившись перед этим к Аллаху с просьбой о мирских и духовных благах. Ибо Посланник Аллаха да благословить его Аллах и приветствует сказал «Вода Замзам полезна для того, кто ее пьет».
Затем палоиник направляется для совершения обряда Са'и (бега между Сафой и Марвой).
Са'и между Сафой и Марвой
• Са'и является одним из "столпов" Хаджа. Обряд заключается в том, что паломник проходит семь раз расстояние между Сафой и Марвой, пешком или верхом.
• Паломник, прибывший на Умру, совершает обряд Саи после Тавафа и заканчивает Ихрам бритьем или стрижкой
• Если паломник прибыл для совершения Хаджа, обряд Са'и исполняется после тавафа по прибытии или Тавафа Апь-Ифада, если он не совершил Таваф по прибытии.
• Паломник, который вступил на Святую Землю для совершения Хаджа и Умры (Таматту), исполняет обряд Са'и после Тавафа Умры. В этом случае, ему не нужно совершать его после Тавафа Аль-Ифада.
Условия Са'и
• Са'и состоит из семи проходов. Движение начинается от Сафы и заканчивается у Марвы.
• Движение от Сафы до Марвы считается одним проходом, от Марвы до Сафы — вторым и т. д. семь проходов. Обряд Са'и необходимо совершить после Тавафа.
• Нийат (намерение) обязательно для совершения обряда.
Сунна Са'и
• Паломник должен войти в Маса'а через ворота Аль-Сафы.
• Подняться на Аль-Сафу, чтобы была видна Священная Кааба (Сунна не требует подниматься на Аль-Сафу женщинам в случае большого скопления паломников).
• Увидев Священную Каабу, паломник произносит следующее: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва лиллахи-ль-хамад».
После он добавляет:
"Аллах Велик за то, что Он ведет нас, Слава Аллаху за то, что Он заботится о нас. Нет бога, кроме Аллаха, Он един и у Него нет сподвижников. Он Владеет. При Нем слава. Он дает жизнь и умерщвляет. Благоденствие в Его руках. Он всемогущ".
"Нет бога, кроме Него одного и у Него нет сподвижников".
"Он выполнил Свое обещание, помог Своему слуге. Он один разбил союзные племена. Нет бога, кроме Аллаха, и только Ему мы поклонимся. Вера за Ним, даже, если этого не желают неверные"
• Обряд Са'и выполняется непосредственно после Тавафа.
• Паломник ускоряет шаг в середине каждого своего прохода между двумя отметками, называемыми «зелеными милями». Женщина не должна ускорять шаг.
Затем паломник направляется в Мину.
День Тарвийа (Утоления жажды)
• Сунна предписывает паломнику на 8 день Зуль Хиджы, называемый «Днем Тарвийа», направиться в Мину, которая находится по пути в Арафат.
• Если паломник совершает совмещенный или единичный Хадж, он отправляется в Мину в своем Ихраме. Если же паломник совершает прерванный Хадж и прекратил Ихрам после Умры, он должен «войти» в Ихрам (для совершения Хаджа) в том самом месте, где он находится, будь это в Мекке Аль-Мукарраме или за ее пределами.
• Желательно, чтобы по пути в Мину, паломник произносил молитвы и Тальбийу. Желательно совершить молитву в полдень, после полудня на заходе солнца, вечером и на рассвете следующего дня — дня Арафата. Он должен провести ночь в Мине и не покидать ее до восхода солнца 9 Зуль Хиджа,потому что так делал Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует.
• Паломнику разрешено следовать сразу в Арафат, без захода и ночевки в Мине, или выходить из Мекки Аль-Мукаррамы ночью 9 Зуль Хиджа.
Стояние в Арафате
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Паломничество есть Арафа». Арафэ, или Арафат, это гора, вокруг которой стоят паломники до захода солнца 9 Зуль Хиджа. Стоять разрешено в любом месте Арафата, кроме «Батн Арафа», долины, начинающейся сразу за Мечетью Намира в направлении Киблы.
Одна из возможных молитв при входе в Арафат звучит следующим образом:
• «0 Аллах, к Тебе я обратил свое лицо, с Твоей помощью я соблюдал Пост, на Тебя я уповал.»
• «0 Аллах, сделай меня одним из тех, кем сегодня гордятся Твои Ангелы, Ты Всемогущ.»
День Арафат
• В Мечети Намира в Арафате, паломники в день Арафат слушают проповедь.
• Затем совершают полуденную и послеполуденную молитвы (Зухр и Аср) в укороченном и совмещенном виде (молитва Аср совершается раньше положенного обычно времени) с одним Изаном, но двумя Икаматами, следуя примеру Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научившего нас, как совершать обряды.
• Остаток дня до захода солнца паломники проводят, обращаясь к Аллаху, в молитве.
Нафра в Муздалифу
• С заходом солнца 9 Зуль Хиджа паломники начинают движение к Муздалифе, где они проводят молитву на закате(Магриб) и вечернюю молитву (Иша') в укороченном и совмещенном виде (молитва Магриб проводится позже обычного времени) с одним Азаном, но двумя Икаматами.
• В Муздалифе паломники собирают 70 камней, чтобы затем бросить их в три колонны Джамарат.
Стоянка в Муздалифе
В Муздалифе можно сделать стоянку:
1 — до после полуночи
2 —до молитвы на рассвете (Фаджр), что предпочтительнее.
Аль-Миша'ар Аль-Харам
Паломник останавливается у Аль-Миша'ар Аль-Харам и обращается к Аллаху с тем, с чем пожелает, а также с теми молитвами, которые обычно произносят паломники в Муздалифе и Аль-Миша'аре Аль-Харам.
Бросание камней в Аль-Джамарат Аль-Акаба
Утром паломники покидают Муздалифу и направляютсяв Мину, чтобы бросить камни в Джамарат (колонны). Они ускоряют шаг при подходе к «Вади Мохассер».
• Подойдя к самой большой колонне (Джамарат Аль-Акаба) паломники прерывают Тальбийу и бросают один за другим семь камней, восклицая при этом «Аллах Акбар».
• Желательно, чтобы паломник всякий раз, когда бросает камень, поднимал руку вверх и стоял, если это возможно так, чтобы Священная Кааба была слева, а Мина— справа.
• Если занять такое положение не удастся, то паломник, бросая камни в Джамарат, может стоять в любом месте.
Жертвоприношение
После бросания камней в Джамарат Аль-Акаба, паломник, совершающий прерванный или совмещенный Хадж, должен зарезать жертвенное животное (Хадийю) — овцу, корову или верблюда. Если он не в состоянии заплатить требуемуюсумму или не нашел жертвенного животного, паломник постится десять дней, три дня во время Хаджа и семь дней после его возвращения на родину.
Хадийа—это верблюд, корова или овца, зарезанные в день жертвоприношения. Законность этого обряда подтверждена в Священном Коране, Сунне Посланника Аллаха, положениях Иджма'а.
Установлено, что Адхийа (жертвоприношение) является подтвержденной Сунной. Кто совершает Адхийу, тому воздается, кто не совершаит, не будет наказан.
• Необходимо, чтобы приносящий жертву был в состоянии оплатить цену жертвенного животного, которое должно быть без дефектов. Обряд следует совершать в определенныйпериод: со дня праздника Жертвоприношения и до трех последних дней Ташрика.
• Если жертвенное животное — верблюд или корова, то стоимость Адхийи может быть поделена между семью (но не более) паломниками.
• Перед началом обряда Адхийа необходимо произнести Тасмийу (Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного).
Согласно Сунне, одна треть мяса жертвенного животного должна съедаться, одна треть отдаваться в дар и одна треть распределяться в качестве Садаки между бедными.
Тахаллюль (прекращение Ихрама)
• После принесения Хадийи (жертвы) паломник бреет или стрижет волосы (женщины лишь подстригают волосы).
• После бросания камней в Джамарат Аль-Акаба, принесения жертвы, бритья или стрижки волос паломнику разрешено делать все, что запрещено Ихрамом, за исключением половых сношений. Это называется «Первый Тахаллюль».
Таваф Аль-Ифада
• Согласно Сунне паломник, после первого или малого Тахаллюля, может воспользоваться ароматическими средствами.
Затем он должен направиться в Мекку Аль-Мукарраму для совершения Тавафа Аль-Ифада, считающегося столпом Хаджа (Таваф Аль-Ифада выполняется также, как Таваф по прибытии). Паломнику при этом не нужно совершать обряд Са'и, если он его уже выполнил.
Большой Тахаллюль
• После завершения Тавафа Аль-Ифада паломник может вернуться к своей нормальной жизни, что называется «Большим Тахаллюлем», т. е. ему разрешено делать все, что он делал до Ихрама.
• Если паломник остается в Мине для того, чтобы бросить камни во все колонны Джамарат, он направляется в Мекку Аль-Мукарраму для совершения Тавафа Иль-Ифада лишьпосле этого. Стало быть и Большой Тахаллюль наступает для него позже.
Бросание камней в Джамарат
• Три колонны Джамарат находятся: первая (малая) рядом с Мечетью Аль-Хыф, вторая (средняя) в 155 метрах от первой, третья (большая), которая называется Аль-Акаба, в 155 метрах от второй. Паломник должен вначале бросить камни в первую колонну, затем — во вторую, а после - в третью.
• Обряд бросания камней в колонны Джамарат совершается в первый и второй день после Иид Аль-Адха (День Жертвоприношения), если паломник намерен отправитьсяв Мекку раньше, и три дня после Иид Аль-Адха, если он желает остаться в Мине. Эти три дня называются днями Ташрик.
• Общее число камней, которые необходимо бросить в колонны Джамарат, равно 70. Семь камней должны быть брошены паломником в первый день праздника. Затем он бросает каждый день по 21 камню в каждую из колонн Джамарат.
• Камни должны быть размером с орех.
• Согласно шариату, паломник, бросая камни в колонны Джамарат, подтверждает то, что он отвергает сатану,не внемлет его искушающему шепоту, и выражает также свое стремление следовать воле Аллаха по примеру Пророка Авраама. Когда Авраам вел своего сына Исмаила, чтобы
по воле Аллаха принести его в жертву, сатана искушал его. Авраам же отогнал сатану, бросив в него камнями.
• Некоторые паломники в возбуждении бросают в колонны Джамарат свою обувь, другие вещи. Этого делать не разрешается, бросать можно только камни.
• Время начала обряда бросания камней в колонну Аль-Акаба начинается в полночь первого дня праздника. Некоторые богословы считают, что время обряда начинается с рассветом в день Жертвоприношения, в то время как другие утверждают, что нежелательно откладывать его до окончания дня праздника.
• В дни Ташрика бросание камней начинается в полдень и кончается на заходе солнца. Нежелательно откладывать совершение обряда на ночное время.
• Обряд бросания камней в колонны Джамарат обязателен согласно всем четырем мусульманским правовым школам.
• Ночевка в Мине также обязательна. Большую часть каждой ночи в период бросания камней паломник должен провести в Мине.
• Если паломник стар или болен, он может поручить кому-либо (одному или нескольким лицам) выполнить обряд от егоимени. Получивший подобное поручение должен вначале бросить в каждую из трех колонн свои камни, а затем сделатьэто от лица того, кого он представляет.
Фидья (Выкуп)
• Если паломник не прибыл в Арафат до рассвета в день
Жертвоприношения, его Хадж считается недействительным. Он должен будет повторить его в следующем году.
• Если паломник не выполнил какое-либо предписание Хаджа, он должен представить выкуп (Фидью). Хадж при этом считается действительным.
• Если паломник совершил какие-либо действия, запрещенные Ихрамом (кроме половых сношений), до малого Тахаллюля, его Хадж считается действительным. Однако,он должен принести в жертву овцу (в качестве выкупа), накормить шесть бедных мусульман или поститься три дня.
• Паломник, который намеренно нанес вред какому-либо дикому животному, насекомому, повредил дерево и т.д.в районе Святой Мечети, должен представить выкуп.
Прощальный Таваф
• Прощальным Тавафом паломник завершает Хадж, готовясь вернуться к себе на родину.
• Прощальный Таваф не обязательно совершать в быстром темпе.
• Паломник должен произнести одну из многочисленных молитв Тавафа.
• После завершения Тавафа паломник покидает Святую Мечеть естественным образом и отправляется либо на родину, либо в Аль-Медину Аль-Мунаввару для посещения Мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Правила поведения при посещении Мечети Пророка
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лишь к трем Мечетям должны стремиться мусульмане: к Святой Мечети (в Мекке), к Моей Мечети и к Мечети Аль-Акса (в Иерусалиме)»
• Желательно, чтобы мусульманин, увидев Аль-Медину Аль-Мунаввару, воздал молитву Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратившись со следующими словами:
«О Всесильный Аллах, это — Святая обитель Твоего Пророка. Дай ей защиту от огня ради меня, освободи от наказания инеправедного суда».
После того, как прибывший разместится в Медине, желательно, что бы он омыл свое тело, подушился (используя специальные ароматические средства), надел лучшую одежду и отправился в Мечеть Пророка.
Вступая через порог вначале правой ногой, он должен произнести:
«Во имя Аллаха, благословение и мир Пророку Аллаха. Молю защиты в Великом Аллахе, Его благородном обличий, Его Вечной Власти, от сатаны проклятого».
«О, Аллах, открой мне врата в Твое Милосердие».
Затем мусульманин подходит к чистейшему саду (Рауда) Пророка, расположенному между усыпальницей Посланника Аллаха и его кафедрой, совершает два ракята «Тахият
Аль-Масджид» (приветствие Мечети). Затем он произносит те
молитвы, которые желает.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «То, что находится между домом моим и кафедрой моей—райский сад»
Затем мусульманин подходит к усыпальнице Пророка, остановившись на расстоянии не ближе 3-4 локтей от нее. Он не должен трогать саркофаг усыпальницы, целовать, ходить вокруг него, а должен произнести тихим голосом:
«Приветствую Тебя, Посланник Аллаха, да будет Тебе милосердие Аллаха и его благословением»
«Приветствую Тебя, Пророк Аллаха»
«Приветствую Тебя, лучшее из того, что создал Аллах»
«Приветствую Тебя, 0, Господин всех Пророков, Имам благочестивых»
«Я свидетельствую, что Ты довел (до мусульман) Послание, выполнил вверенную Тебе миссию, искренне наставлял
Умму (исламскую нацию)».
Затем мусульманин передвигается на один локоть вправо к гробнице Абу Бакра Аль-Садика, да будет доволен им Аллах, и говорит:
«Приветствую Тебя, о. преемник Посланника Аллаха.Приветствую Тебя, о, сопровождавший Посланника Аллахав пещеру (Аль-Гар)»
«Приветствую Тебя, о, спутник Посланника Аллаха в походах. Да будет мир Тебе, о, верный хранитель Его Тайн. Да вознаградит тебя Аллах лучшим из того, чем когда-либо вознаграждал он Имамов Уммы Пророка Его»
Затем мусульманин передвигается на расстояние локтя к гробнице Омара Бен Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, и произносит: «Приветствую Тебя, о, правитель правоверных Приветствую Тебя, разрушителя идолов. Да вознаградитТебя Аллах самым лучшим за то, что Ты сделал для нас (мусульман)»
Затем он обращается в сторону Киблы и совершает молитву за себя, за своих родителей, за всех тех, кто просил его
быть упомянутым.